Служба сопровождения МОУ СОШ №129

Профессия – детский психолог

Всего лишь каких-то 15-20 лет назад родители и педагоги хватались за голову, если ребенок был «трудным», «не таким, как все», слишком много шалил, дразнился или, наоборот, проводил все время в уединении, игнорируя других ребят. Воспитатели стремились воспитывать, учителя пытались учить, а мамы и папы нередко просто опускали руки и считали свое чадо неисправимым. Легко догадаться, что все три эти способа не приводят к положительному результату: в лучшем случае, человек преодолеет свои затруднения самостоятельно, а в худшем – негативные стороны характера могут принести немало бед и ошибок.

Сегодня же почти каждый знает: если с ребенком «что-то не так», то есть специалист, который поможет разобраться, поговорит по душам и с родителями и с малышом, предложит несколько вариантов стратегии воспитания или просто даст ценный совет – это детский психолог.

Психолог – это не педагог и не врач!

Многие до сих пор путают профессии врача и психолога, считая, что к психологу приходят люди больные, и он обязан их лечить, применяя различного рода манипуляции. Другие полагают, что психолог сродни учителю или воспитателю – он непременно должен давать указания, отчитывать, воспитывать, поучать, то есть, всячески переделывать детскую душу под угодный взрослым стандарт. В любом случае, такие подходы предполагают какое-то воздействие на личность ребенка. К деятельности психолога это не имеет никакого отношения. Поэтому, прежде, чем вместе со своим малышом записаться на прием к детскому психологу, помните следующее:

  • Психолог работает только с психически здоровыми людьми; те, кто приходит к нему на прием, называются не пациентами, а клиентами. Если у вас есть жалобы на физическое состояние ребенка, то психолог предложит вам параллельно с консультированием пройти медицинское обследование. Только после этого можно будет говорить, имеет заболевание психологические или какие-то иные причины.
  • Психолог не обязан знать, как положено воспитывать детей – это не является его профессиональной задачей. Хороший психолог никогда не станет навязывать ребенку стереотипы взрослых и требовать от него соответствия требованиям родителей и учителей.
  • Работа психолога заключается в том, что он становится на время другом семьи, человеком, сопровождающим развитие личности ребенка. Психологические методы позволяют обнаружить проблемы развития, скорректировать их и помочь малышу раскрыть свой человеческий и творческий потенциал.

 

Психолог – человек, которому, кроме необходимого запаса профессиональных знаний и умений, просто необходимо обладать эмпатией – даром сопереживания другим людям, быть отзывчивым и чутким к чужому несчастью, уметь слушать и слышать собеседника. Детский психолог должен быть чутким вдвойне – ведь ему приходится общаться и с родителями, и с детьми, и нередко при этом он вынужден находиться «меж двух огней», искать пути примирения конфликтующих сторон, сотрудничать с ними и при этом сохранять независимую и беспристрастную позицию. Бывает и так, что психологу приходится иметь дело с очень сложным случаем, и тогда требуется немало такта, терпения и профессионализма, чтобы провести психологическую коррекцию состояния ребенка на должном уровне. И конечно же, самое главное для детского психолога – искренне любить детей, быть терпимым ко всем их проявлениям, шалостям, нарушениям психологического или физического развития, видеть в любом ребенке личность, достойную уважения и внимания.

Сегодня детские психологи – пожалуй, наиболее востребованные специалисты из всех представителей психологической области знаний. Практически все образовательные учреждения имеют в своем штате одного или нескольких психологов, работы у которых – просто непочатый край.

Школа – второй дом, кабинет психолога – самое уютное место в нем

Школьный психолог, наверное, имеет самые разносторонние знания и умения – ведь ему приходится общаться как с дошколятами, приходящими на подготовку к будущим занятиям, так и со взрослыми юношами и девушками, нередко имеющими уже собственную личную жизнь, свои взгляды и ценности. Для каждого из этих ребят школьный психолог может стать не просто человеком, который периодически приходит на урок и предлагает очередное тестирование, а добрым другом, которому можно доверить самые сокровенные переживания. Школьный психолог выполняет множество обязанностей. Прежде всего, он проводит самые разные анкетирования и психологические тесты среди ребят, как «в плановом порядке» - по просьбе органов образования или школьной администрации, так и по собственной инициативе. Первая группа тестов обычно связана с определением уровня интеллекта и развития определенных способностей учащихся – такое тестирование помогает вовремя заметить тревожные сигналы, если кто-то из ребят отстает в умственном развитии. Другие тесты направлены больше на диагностику психологического состояния ребят – их можно проводить как коллективно, для получения общей картины, так и в индивидуальном порядке. Здесь наиболее распространены рисуночные тесты, например, «Несуществующее животное», которые помогают выявить повышенную тревожность или агрессивность, демонстративные наклонности, завышенную или заниженную самооценку, а также вовремя определить признаки серьезных нарушений психического развития.

Другая сфера деятельности школьного психолога – подготовка малышей к будущему обучению в первом классе. Родители, которые выбирают ту или иную школу, могут уже заранее прийти в кабинет психолога и пообщаться с ним, получить необходимые знания и рекомендации. Психолог также проводит с ребятами развивающие занятия, которые способствуют скорейшей адаптации к школьной обстановке.

Школьный психолог также проводит индивидуальные консультации и групповые психокоррекционные занятия для всех желающих ребят. Каждый школьник имеет право зайти к психологу и поделиться своими переживаниями. Важно знать, что психолог никогда не оценивает действия своего клиента, не критикует и не сравнивает ребенка с другими детьми, а помогает ему наиболее полноценно раскрыть свои индивидуальные способности и реализовать возможности и таланты. Поэтому кабинет хорошего психолога – настоящая отдушина для тех, кому трудно общаться с педагогами или сверстниками.

Групповые тренинговые занятия в школе незаменимы, особенно для подростков. Ведь, начиная, с 12-13 лет у ребят начинаются интенсивные физиологические изменения в организме, а вместе с тем возникают страхи и тревоги, беспокойство по поводу взросления, комплексы, связанные с внешним видом и т.д. В этом возрасте резко растет потребность в общении со сверстниками, поэтому групповые занятия приносят особо ощутимый эффект. Школьные психологи проводят такие тренинги, посвященные искусству общения, личностному росту, умению выражать эмоции, обсуждению «трудных» вопросов и т.д. Группы могут быть как непродолжительными (две-три недели), так и долгосрочными (например, занятия идут по определенной программе в течение всего учебного года).

И, наконец, психолог в школе, как и каждый учитель, ведет свои собственные уроки. Темы их могут быть самыми разными, в зависимости от возраста и потребностей ребят – о вреде наркотиков, о дружбе и любви, о семье и доме... Это могут быть и уроки психологии, ведь наука о душе всегда была интересна любому человеку – как различаются люди и чем это обусловлено, как преодолеть конфликт с товарищами или родителями, как правильно повести себя в той или иной ситуации. В обсуждении таких тем ребята обычно принимают самое живое участие.

И на каникулах найдется работа

Летом многие психологи работают в детских оздоровительных лагерях. Оторвавшись от школьных вопросов и проблем, ребята могут наконец заняться играми, творчеством, дать простор своему воображению. Психолог так же, как и в учебном году, призван содействовать развитию личности, талантов и способностей отдыхающих детей. Для этого психологи проводят в лагерях групповые занятия, на которых ребята играют, учатся общаться, выражать эмоции, говорить о своих проблемах и искать вместе пути к их решению. Такие занятия бывают разными: в начале смены на них, в основном, используют упражнения, помогающие детям познакомиться и подружиться, в середине смены лучше всего проводить развивающие творческие способности игры, а в конце ее – подводить итоги, меньше играть, но больше времени уделять доверительному общению. Хорошо, если психолог предлагает ребятам различные тесты в начале и в конце смены – так можно определить, улучшилась ли самооценка, снизилась ли тревожность. Можно даже провести семинары или индивидуальные консультации с родителями (если у них есть такое желание), рассказав об изменениях в психологическом состоянии детей, происходивших на протяжении смены.

Несмотря на то, что в лагере, в общем-то, отдыхают все – и дети, и взрослые, которые там работают, психолог всегда остается «при исполнении». В любой момент его задача – использовать свои знания и опыт на благо людям, нуждающимся в его помощи, быть честным и искренним в своей работе и помогать каждому, кто попросит об этом.

Кроме того, администрация лагеря часто просит психолога провести анкетирование ребят, чтобы определить, каков микроклимат в детском коллективе, узнать отношение к вожатым и пожелания детей на будущие смены.

 

Итак, если вы решились обратиться к детскому психологу то доверяйте своей интуиции при выборе специалиста: доброжелательный и естественный человек, всегда сохраняющий достоинство и независимость, не пытающийся манипулировать клиентами, чтобы привязать их к себе – достойный выбор, и даже если он является начинающим психологом, все равно может принести больше пользы, чем маститый профессор, пользующийся своими званиями и положением. А если вы сами избрали для себя профессию детского психолога, то помните: любовь и уважение к ребенку и его родителям, какими они бы ни были, непременно должна стать вашей первой профессиональной заповедью.

Служба сопровождения МОУ СОШ №129

Адрес: г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, 25а


E-mail: sl.sopr.mou129@yandex.ru