Служба сопровождения МОУ СОШ №129 |
|
Возраст от 3 до 6Возраст от 3 до 6 – период дошкольного детства, который во многом определяет и успешность обучения в школе, и характер социально-психологической адаптации ребенка в школе. Однако это совсем не означает, что в три года нужно начинать интенсивную подготовку детей к школе, до предела «забивая» весь день различными занятиями. Собственно подготовку можно начинать в 5 – 5,5 лет, а период от 3 до 5 лет использовать для укрепления здоровья и разностороннего развития малыша. От трех до пяти лет ребенок растет уже не так интенсивно, как в предыдущие годы, наибольшее увеличение скорости роста произойдет после 6 лет, увеличится и масса тела. К четырем годам дети могут не только бегать, прыгать, лазать, но и умеют менять темп бега, могут имитировать простые танцевальные движения. Как правило, двигательная активность ребенка – это его внутренняя потребность. Он пробует, испытывает себя, проверяет свои возможности и очень радуется, когда добивается чего-то нового. В 3-4 года дети уже умеют расстегивать и застегивать большие пуговицы, а к 5-6 года – и мелкие. В этом же возрасте они учатся шнуровать ботинки, но завязывать шнурок на бантик – задача не из легких. Этому ребенка нужно специально учить. К 5 годам дети уже способны правильно держать в руках карандаш и ручку. Именно к этому возрасту формируется предпочтение правой или левой руки. РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!
Если ребенок активно рисует или пытается писать буквы, важно определить, какая рука у него является ведущей. Причем необходимо учитывать, что не всегда ведущая рука совпадает в графических движениях и в бытовых действиях. Возможны следующие варианты:
Чем больше взрослые разговаривают с ребенком в возрасте 3-5 лет, тем лучше развивается речь, тем богаче словарный запас, лучше способность ребенка сопровождать речь адекватной интонацией, говорить с нужным темпом. В то же время не стоит перегружать общение взрослых с ребенком только речью взрослого. В этом случае малыш не успевает ничего сказать и привыкает к односложным ответам. Очень важно понять, старается ли взрослый говорить для ребенка, возникает ли при этом необходимость включиться в разговор ребенку, прислушивается ли взрослый к ребенку. Задача взрослого – побудить ребенка к разговору, а не просто передать ему какую-то информацию. Хорошим вариантом развития речи является совместное чтение, обсуждение прочитанного, вопросы, дающие толчок творчеству и воображению ребенка. Дети этого возраста любят придумывать истории и сказки. Рассматривание картинок, мультиков, чтение сказок и стихотворений стимулирует этот процесс. Взрослому самому трудно оценить свою речь. Можно записывать несколько своих разговоров с ребенком и проанализировать их, ответив на следующие вопросы:
- Не трачу ли я время, говоря: «Это нельзя!», а не: «Почему бы тебе не попробовать то-то?»
- Говорю ли я: «О да, это хорошо» чаще, чем расспрашиваю ребенка о его рисунке или эпизоде, который он пересказывает?
- Подбадриваю ли я детей, чтобы они продолжали, говоря: «Расскажи мне еще» или «А что дальше?»
- Спрашиваю ли я детей: «Что будет, если …» и помогаю ли им представить, что случится в такой ситуации?
- Контролируя ли я детей, когда беседа с ними поддерживает их интерес и непринужденность?
- Отвечаю ли я за детей, если они затрудняются ответить, или задаю наводящие вопросы, чтобы они нашли ответ сами?
- Когда мне надо отдать распоряжение детям, пытаюсь ли я объяснить причину того, что мне нужно? Очень хорошим упражнение для развития речи является работа с карточками. Это могут быть любые группы карточек: машины, овощи, фрукты и т.п. Их можно использовать не только для того, чтобы многое рассказать ребенку, но и узнать, что знает он. Следующим этапом будет классификация картинок, формирование понятий. Рассказы по «последовательным» картинкам (например, нескольким картинкам из сказки) учат ребенка не просто описывать то, что нарисовано на картинке, но и составлять связный рассказ. В период от 3 до 5 лет активно развиваются восприятие, внимание, память и мышление ребенка. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Дети этого возраста уже могут сосредоточиться на определенно занятии в течение 10-15 минут, но главным стимулом остается эмоциональная привлекательность деятельности. Развитие речи позволяет ребенку запоминать сказки, стихи, вспоминать то, что с ним было. К пяти годам физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие детей достигает такого уровня, когда они уже могут соблюдать режим дня, могут соответствовать определенным требованиям, например, быть опрятным, соблюдать порядок, они ждут от взрослых реакции на свои поступки. Родители часто относятся к детям этого возраста как к «совсем взрослым», забывая, что им сложно соответствовать всем запросам родителей, которые сегодня готовы нагрузить их занятиями и иностранным языком, и музыкой, и спортом, не очень считаясь с возможностями и склонностями ребенка. |
|
Служба сопровождения МОУ СОШ №129Адрес: г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, 25а E-mail: sl.sopr.mou129@yandex.ru |