Служба сопровождения МОУ СОШ №129

«Гимнастика для всей семьи»

Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребёнка, и им даже может нра­виться «детская» речь ребёнка, а некоторые родители поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.

Для того чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребёнка зву­ков, предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения деть­ми гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (возраст)

1—2года       

2—3 года                

3—5 лет                 

5—6 лет      

Звуки

а о э

п б м

и  ы  у

ф в т д

н г к х й

с з ц ш

ж ч щ

р л

Из таблицы видно, что к 5—6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косно­язычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьёзных опасений.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причи­ны, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Для профилактики и (или) преодоления задержки проявления звуков предлагаем несколько упражнений. Эти упражнения можно выполнять в домашних условиях.

 

Упражнение «Наши руки»

Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.

Эта ручка — правая (мячик на ладошке),

Это ручка — левая (мячик на ладошке).

Я на мячик нажимаю

И зарядку делаю:

Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),

Будет сильной левая (в левом),

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).

 

«Улыбка» («Заборчик»)

 

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны —

От краёв и до десны. 

 Цель:

 Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:

 Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

 

«Хоботок» («Трубочка»)

 

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботком» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: У – у – у…

  Цель:

Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

 Описание:

 Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло­жении под счёт от 1 до 5-10.

 Обратите внимание!

 1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто силь­нее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.

 

 

 

Литература:

Крепенчук О.И., Воробьева Т.А. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика»

Служба сопровождения МОУ СОШ №129

Адрес: г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, 25а


E-mail: sl.sopr.mou129@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz