Основные периоды развития семьи и функции членов семьи
Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи:
1. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.
Родительские функции:
- привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
- подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;
- привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
- создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;
- забота о потребностях ребенка;
- распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей
Функции ребенка:
- ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;
- появление привязанностей;
- овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
- приспособление к ожиданиям других людей;
- развитие координации движений рук и глаз;
- нахождение удобного ритма смены покоя и действия;
- овладение словами, короткими фразами, речью
2. Семья с ребенком дошкольного возраста.
Функции семьи и родителей:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
- поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
- привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в семье ребенка материальным затратам;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
- поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье – открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;
- развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;
- сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей
Функции ребенка:
- преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;
- привыкание к самостоятельности;
- выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);
- приспособление к запретам со стороны родителей;
- проявление интереса к товарищам и играм;
- стремление быть как мама или папа
3. Семья школьника.
Функции семьи и родителей:
- воспитывать у детей интерес к научным и практическим знаниям;
- поддержка увлечений ребенка;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
- забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;
- сотрудничество с родителями других школьников
Функции ребенка:
- получение навыков, необходимых для школьного образования;
- стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
- постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
- включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
- знакомство с правилами поведения и моралью группы;
- расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;
- осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира
4. Семья с ребенком старшего школьного возраста.
Функции семьи и родителей:
- передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;
- подготовка к новому периоду жизни семьи;
- определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности
Функции подростка:
- положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
- прояснение для себя роли мужчины и женщины;
- ощущение принадлежности к своему поколению;
- достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
- выбор профессии, стремление к материальной независимости;
- подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
- постепенное формирование собственного мировоззрения
5. Семья с взрослым ребенком, входящим в мир.
Функции родителей:
- отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;
- внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
- создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
- забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
- спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
- создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка;
- уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей
Функции молодых:
- осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;
- создание прочных и в то же время гибких и взаимоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);
- положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;
- создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;
- знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи