Служба сопровождения МОУ СОШ №129

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи:

1. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

  • привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
  • подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;
  • привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
  • создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;
  • забота о потребностях ребенка;
  • распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей

Функции ребенка:

  • ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;
  • появление привязанностей;
  • овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
  • приспособление к ожиданиям других людей;
  • развитие координации движений рук и глаз;
  • нахождение удобного ритма смены покоя и действия;
  • овладение словами, короткими фразами, речью

2. Семья с ребенком дошкольного возраста.

Функции семьи и родителей:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
  • поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
  • привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в семье ребенка материальным затратам;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
  • поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;
  • дальнейшее развитие взаимоотношений в семье – открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;
  • развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;
  • сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей

Функции ребенка:

  • преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;
  • привыкание к самостоятельности;
  • выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);
  • приспособление к запретам со стороны родителей;
  • проявление интереса к товарищам и играм;
  • стремление быть как мама или папа

3. Семья школьника.

Функции семьи и родителей:

  • воспитывать у детей интерес к научным и практическим знаниям;
  • поддержка увлечений ребенка;
  • дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
  • забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;
  • сотрудничество с родителями других школьников

Функции ребенка:

  • получение навыков, необходимых для школьного образования;
  • стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
  • постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
  • включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
  • знакомство с правилами поведения и моралью группы;
  • расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;
  • осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира

4. Семья с ребенком старшего школьного возраста.

Функции семьи и родителей:

  • передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;
  • подготовка к новому периоду жизни семьи;
  • определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности

Функции подростка:

  • положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
  • прояснение для себя роли мужчины и женщины;
  • ощущение принадлежности к своему поколению;
  • достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
  • выбор профессии, стремление к материальной независимости;
  • подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
  • постепенное формирование собственного мировоззрения

5. Семья с взрослым ребенком, входящим в мир.

Функции родителей:

  • отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;
  • внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
  • создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
  • забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
  • спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
  • создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка;
  • уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей

Функции молодых:

  • осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;
  • создание прочных и в то же время гибких и взаимоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);
  • положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;
  • создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;
  • знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери

В. Сухомлинский

Семейная любовь - наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека

 Н. Чернышевский

Целость и единство семейного коллектива - необходимое условие хорошего воспитания… Кто хочет действительно правильно воспитать своих детей, тот должен беречь это единство. Оно необходимо не только для детей, но и для родителей…

А.С.Макаренко

Отношение к детям — безошибочная мера духовного достоинства человека

Я. Брыль

Дети сразу и непринуждённо осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье

В. Гюго

Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми

Р. Роллан

Служба сопровождения МОУ СОШ №129

Адрес: г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, 25а


E-mail: sl.sopr.mou129@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz