Служба сопровождения МОУ СОШ №129

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями учащихся

Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительское собрание. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды.

Логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжёлых случаях даже встаёт вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи.

Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми.

Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. Родителям первоклассников он сообщает о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий. В заключении логопед рассказывает о речевом режиме в семье, о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребёнку самостоятельно прочитать текст. При этом полезно дать ребёнку в руку небольшую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой приём позволит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребёнок-логопад при чтении незнакомого текста.

На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребёнка у врача-специалиста. Делается это в интересах ребёнка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он объясняет, что дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не закреплять, то не будет достигнута необходимая эффективность в работе, значительно удлинится период коррекционной работы с ребёнком.

Затем логопед информирует о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и часы таких консультаций.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребёнок, присутствуя в классе на уроке, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношения. Если ребёнок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, логопед вызывает родителей в школу и разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причина окажется уважительной, логопед должен постараться помочь родителям. Они всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек всегда готовый прийти на помощь.

В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание, на котором он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнивается уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы.

Даются рекомендации для занятий с детьми летом. Напомнить, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку.

В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи детей. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления. Надо постоянно привлекать внимание детей к окружающему.

Служба сопровождения МОУ СОШ №129

Адрес: г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, 25а


E-mail: sl.sopr.mou129@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz